ПУБЛИКАЦИИ

  


     ВТОРЫЕ СЛОБОЖАНСКИЕ ЧТЕНИЯ

[в оглавление]   


1-3 октября 1999г.

"ХАРЬКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - ВЕЧНОЗЕЛЕНАЯ ВЕТВЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ".
 
Доклад доктора богословия высокопреосвященнейшего митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака), посвященный 200-летию Харьковской епархии
 
ВАШЕ БЛАЖЕНСТВО И ВСЕ БОГОЛЮБИВОЕ СОБРАНИЕ!

Господь Жизнедавец, по неизреченной Своей милости даровал всем нам благословенную отраду - праздновать 200-летие образования Харьковской Епархии нашей Украинской Православной Церкви, промыслительно завершавшей торжество всемирного Юбилея 2000-летия Святой Церкви Христовой. Значимость и масштабность празднуемого нами 200-летия Харьковской Епархии, Святительский подвиг Архипастырей, всего духовенства и верующего православного народа Епархии, невозможно в полной мере осознать без рассмотрения условий, в которых создавалась Епархия, отличий ее от существовавших ранее Епархий.
А отличия эти весьма существенны. Первое - это обширность епархиальной территории, отнюдь не ограничившейся границами сегодняшней Харьковской области и даже Слобожанщины. Нет, это и Новая Сербия, и часть Области Войска Донского и т. д. Второе. Очень разноплеменное население. В большинстве своем это, конечно, слободское казачество. Но и немалый процент московских "служилых" людей, в основном военных. Беглые холопы как из Московии, так и из Польской Украины, переселенцы греки и сербы, и донские казаки и т. д. и т. п. Народ-то, в общем, и православный, но малообразованный, прежде всего духовно. Это отсутствие религиозной грамоты приводило, как отмечал архиепископ Досифей, к увлечению "бабьими и дьявольскими забобонами". Третьим, но едва ли не определяющим специфику новой Епархии фактором, была очень слабая управляемость рассматриваемой территории со стороны государства.
То есть по сути, отсутствовало государственное объединяющее начало. Более того, государство все больше играет деструктивную роль в отношении населения южных земель. Ибо как только исчезла внешняя опасность для южных границ России, исчезает и необходимость в свободном народе, способность защищать эти границы. Начинается закрепощение слободского казачества. Впрочем, духовенство было не намного в более лучших условиях существования - дети священства, не принявшие еще сан, также могли быть обращены в холопов.
И вот в таких сложных и противоречивых условиях, промыслительной волей Божией в судьбах Церкви Христовой, по ходатайству Священного Синода, указом императора Павла 1 от 16 октября 1799 года была основана, как тогда называлась, Слободско-Украинская Епархия, которая выделялась из обширной Белгородской Епархии. С этого благодатного времени Церковь Православная нашего Слободского края становится всем для всех. Наполняя страждущий народ Благодатью Божией, духовенство, кроме того, несло народу грамотность, видя в этом, прежде всего, залог духовного раскрепощения народа. Низкий поклон им всем от Архипастырей до сельских батюшек, которые ценой неимоверных усилий, самопожертвования несли людям свет Евангельской Истины - создавали храмы, а при храмах школы, библиотеки, богадельни и т. п. А век-то уже шел XIX, богоборческий! Если в XVIII веке Церковь претерпевала испытания, в основном, от власть имущих, при сочувствии большинства населения, антирелигиозное движение охватило в это время лишь незначительную часть неискушенного в антицерковной политике студенчества. В XIX веке на сцену политической и духовной жизни выходит прозападно-богоборчески настроенная интеллигенция.
Да и дворянство, лишенное, а очень часто и не имевшее славянских православных корней, становится в оппозицию к Церкви. Все они стремятся клеветнически представить пастырей Святой Соборной Православной Церкви, Тела Христова, как сборище темных малограмотных ретроградов. Но милость Господня, изливаемая на нашу святую землю, была прежде всего в том, что каждый Архипастырь Харьковской Епархии - это яркая звезда на небосклоне церковном. В 1826 году Белгородским епископом Епифанием Тихорским был основан Харьковский коллегиум, ставший первым высшим учебным заведением Левобережной Украины, при котором возникла и первая в крае библиотека, первый хор и многое другое, чем мы по праву гордимся и сегодня. И уже в 1840 - 1841 учебном году Коллегиум был переименован в Харьковскую Духовную Семинарию.
Первым Святителем Харьковской новообразованной Епархии был назначен Екатеринославский викарий епископ Христофор, человек высокообразованный, трепетный молитвенник, реформатор как духовного управления, так и развития всеобщего образования. Благодаря именно ему берется курс на привнесение грамотности в народ. Его трудами и с его благословения в 1805 году был основан Харьковский Университет, храм науки, из которого черпают знание сыны и дочери народов мира. Особенно просиял Благословеннейший архиепископ Мелетий (Леонтович) (1836 -1840 гг.), который за свою святую жизнь, Богу содействующую, был канонизирован в 1978 году Православной Церковью. Это был архипастырь дивный - непрестанный молитвенник, строгий постник и аскет, покровитель вдов и сирот, бессребреник. Владыка Мелетий все силы отдавал духовному укреплению пасомого народа, утверждению Святого Православия.
Большую архипастырскую мудрость в своей деятельности проявлял архиепископ Филарет (Гумилевский), который управлял Харьковской Епархией с 1848 по 1858 годы. Это был муж чрезвычайно благочестивый. Как ученый архипастырь он оставил после себя более двадцати трудов, из которых особый интерес представляет "Историко-статистическое описание Харьковской Епархии" в 5-ти томах. Продолжая всемерно заботиться о просвещении духовенства и народа, всячески покровительствовал этому. Время было очень сложное. Со второй половины XIX века начинается бурный рост промышленности, строительства железных дорог. Иноверные иногородцы проникают во все сферы общественной жизни.
Идет открытая борьба с церковноприходскими школами и их превращение в светские, и уже с отравлением детских душ ядом иноверного, а то и антирелигиозного воспитания. Только к концу века премьер-министр Витте в своей программе образования народа делает ставку на церковно-приходские школы, в силу чего государство, хотя бы явно, перестает мешать Церкви нести людям свет Истины. С 1859 по 1868 год Харьковской Епархией управлял архиепископ Макарий (Булгаков). Человек высочайшей образованности, благочестивый и высоконравственный архипастырь, выдающийся ученый-историк, создавший труд, равного которому не было и нет, - "История Русской Православной Церкви". Этот труд владыки Макария поражает своей объективностью, использованием большого количества энциклопедического материала.
Яркой личностью в Харьковской епархии можно назвать видного ее деятеля, архиепископа Амвросия (Ключарева), который за время своего 19-летнего архипастырского служения (с 1882 по 1901 гг.) в Харьковской Епархии проявил себя заботливым отцом своей паствы, что прежде всего выражалось поднятием в народе нашем православного религиозного духа. Его богословские труды высоко оценены в литературе западного мира. Яркая страница его архипастырской деятельности - это украшение нашей слобожанской земли чудесными Божиими храмами, в том числе и Харьковским Кафедральным Благовещенским Собором. "Если Господь не созиждет дом, напрасно трудятся строящие его" (Пс. 126, 1). Господь сопутствовал трудам пастырей и архипастырей Харьковской Епархии.
К своему столетнему юбилею Харьковская Епархия подошла с поразительными результатами - 930 храмов, а при них 816 школ, 777 храмовых библиотек, 16 богаделен! Конечно, просто цифры не дают полного представления о проделанном нелегком и кропотливом труде. Мудрая деятельность Харьковских архипастырей, всемерное поощрение и поддержка образования народа привели к тому, что под их Святительским омофором Харьков превратился в крупнейший научно-культурный центр, давший стране и миру не только ревностных пастырей, но и большое количество выдающихся светских ученых и деятелей культуры.
Прежде всего, конечно, это Григорий Саввич Сковорода, необыкновенно самобытный украинский философ и поэт, талантливый педагог, дыханием которого была Святая Библия, с которой он не разлучался даже во сне. Основоположник Харьковского Университета - Каразин Василий Назарович, известный ученый и общественный деятель. Выдающийся географ и путешественник - Ковалевский Егор Петрович. Очень известный историк и писатель Костомаров Николай Иванович, много сделавший для популяризации украинской культуры. Известный филолог Потебня Александр Афанасьевич. Историк Редин Егор Кузьмич. Выдающиеся художники Айвазовский и Репин, видный архитектор - Бекетов Алексей Николаевич. Украшение оперной сцены того времени - братья Алчевские - Григорий и Иван.
Список этот можно продолжать очень долго. Вместе с положительными сторонами духовного развития, как не тягостно сознавать и констатировать, на нашей земле развивалось и отчуждение нашего народа от святоотеческой Православной веры. Вследствие веяний с Запада в нашем народе подогревалось противоборство к Церкви Христовой, что для так называемых "мыслящих людей" того времени считалось прогрессивным движением. Этому движению во многом способствовал приток населения со стороны на территорию Епархии. Результат подобных антиправославных действий не заставил себя долго ждать.
И в начале второго столетия существования Харьковской Епархии в стране разразились страшнейшие социально-религиозно-политические катаклизмы, принесшие неимоверные беды и муки народу и его пастырям. Варварски разрушаются святые храмы - святыни нашего православного народа, в своем архитектурном величии и красоте не имевшие себе равных в мире, и все это направляется недругами Святой Руси так, чтобы это страшное варварство совершили люди своими руками, как богоотступный народ, но мученической кровью вера в нашем народе лишь очищается и утверждается. Священномученики и исповедники: архиепископ Онуфрий, митрополит Константин, епископ Иннокентий и иже с ними миллионы мучеников и верных исповедников, в неимоверных страданиях и через пролитие моря крови принесли на алтарь исповедания веры свою святую жизнь, "победив (злолютое лукавство дьявола) кровию Агнца и словом свидетельства Своего" (Откр. 12,11). Они, освятившие нашу землю своею кровью, увенчанные от Царя Славы венцами неувядаемой славы, и сегодня дерзновенно молятся у Небесного Его Престола о всех нас. "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2, 10). - говорит Господь.
Возобновляя в памяти те сложные времена, невольно вспоминаются слова Псалмопевца Давида: "Если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас" (Пс. 123, 2-3). Далеко не все выдержали это испытание и не отошли от чистого родника нашей Церкви, не ударились в раскол. Но никогда доселе за 1000 лет не дала наша земля столько исповедников-страдальцев за веру, как в наше время. Все они в наши дни были причислены к лику святых, память которых мы поминаем 1 июня. Благодаря их жертвенному подвигу устояла наша Церковь, сохранив свою изначальную каноническую чистоту и вновь под Божией благодатью зазеленели на Божией ниве нашего края новые духовные всходы.
Возрождаются храмы и монастыри, растет число приходов. За последние годы усилиями церковнослужителей и прихожан в епархии было построено 10 храмов, отреставрировано 10 храмов, находятся в стадии реставрации - 19, начато строительство еще 19-ти, и в планах строительства - более 10 церквей. К Церкви обращаются все больше наших духовно обкраденных православных людей. Ему, Всемогущему и Всемилостивому, благодеявшему всем нам в те трагические дни, - благодарение.
Мучительное возрождение духовной жизни нашего православного народа происходит в непростое время. Говоря об этом времени, апостол Павел пишет, что "Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживавший теперь" (2 Фее. 2,7). Это действие тайны беззакония, сдерживаемое пока Божией Силой, силой благочестия и молитвами святых и нашего боголюбивого народа, становится особенно явным, агрессивным и массированным в наши дни. Такое целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонения внешней грубой силе. Внедряются, как начала нормальной жизни, жадность, эгоизм, разврат, наркомания, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой.
Наиболее опасны даже не открытые проявления отступничества от морали, справедливости и истины, а более утонченные, прикрытые формы зла, формы подделок, имеющие, по апостолу "вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2. Тим. 3,5). Это лжерелигии, лженауки и лжекультуры. Мы видим половодье лжехристианских и тоталитарных сект, половодье чернокнижия, астрологии, оккультизма и магии, чья деятельность и действия в свое время были осуждены Святыми Отцами Вселенских и Поместных Соборов.
Традиционная христианская культура не только отодвигается на последнее место и предается забвению, но и пародируется, осмеивается как нечто отжившее и ненужное. Усиленно пропагандируется и насаждается неоязычество, так называемая "постхристианская" цивилизация. Кровавым культом насилия, жестокости, предательства и разврата пропитывается вся наша жизнь.
К этим воздействиям особенно восприимчиво молодое поколение, подростки. Поэтому неудивительно, что растет преступность среди молодежи. Понятия долга, чести, стыда, совести и целомудрия находятся в поругании и уничижении. Размывается православное сознание и мирочувствие, умаляется сила веры и благочестия. Кратко говоря, идет непримиримая ожесточенная брань между Царством Божиим и царством Диавола.
Чтобы не допустить духовной трагедии, совершающейся среди нашего народа, насущная задача руководства страны, ученых, пастырей и школы, и всех сознательных людей оградить Святую Православную Русь от тлетворного разрушения нравственности и совести нашего общества, а значит, и державности в целом.
Наряду с этими отрицательными явлениями в наши дни мы видим небесные свидетельства неисповедимой милости и благоволения к нашему краю. 20 июля 1997 года в женском монастыре во имя Святых мучеников Бориса и Глеба в с.Водяное Змиевского района Харьковской области во время Божественной Литургии, которую совершал игумен Севастьян (Щербаков), произошло чудесное обновление иконы Нерукотворного Спаса. Необходимо всем знать, что это уже второе чудо над этой святой иконой.
Первое чудо совершилось на ней во время Великой Отечественной войны, при наступлении на Слобожанщину германских фашистов. В то время народ нашего края эвакуировался и обладательница этой иконы снесла все свои вещи и иконы в подвал, дом закрыла и ушла. Когда, после ухода захватчиков, она возвратилась домой, на месте своего дома застала лишь гору пепла. Спустилась в подвал, там тоже лежала кучка пепла от ее вещей и икон. Раскопав пепел, она обнаружила в нем эту икону, которой, Божиим велением, огонь не коснулся, лишь покрыв ее черным угаром. Об этом Божием благоволении она тогда никому не сказала, ибо богоборцы уничтожили бы эту Святыню. И уже в январе месяце 1997 года она решила передать этот образ в Свято-Борисо-Глебский храм села Водяное, где 20 июля того же года и совершилось над ней второе неизреченное Божие Благоволение - чудесное Обновление от пожарного дыма. Вследствие этого Божественного события, постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 28 октября 1997 года принято считать обновленную икону Спаса Нерукотворного - Чудотворной, с установлением церковного празднования в честь ее чудесного Обновления.
Верим, что это явное Божье благоволение к нашему краю, как и ко всему нашему боголюбивому украинскому народу. В таком духовном борении, через огонь и пожары, казни и расстрелы, горения и поношения, без чьего-либо сочувствия и пощады, пронес наш Боголюбивый народ свою верность Богу и священную преданность своей Православной Канонической Церкви, которая своей материнской страдательной любовью, как дар священный, ввела своих несгибаемых и неустрашимых защитников в торжестве Церкви Небесной священнодействовать с Ангелами и всеми святыми своею кровью и со Христом пред Отцом Небесным, пламенно молящихся о нас земных братьях своих.
Такое духовное сокровище - дыхание Святой Руси от мира собираемое, Харьковская Епархия в юбилейный год своего 200-летия, с глубоким благодарением Всемилостивому Богу за Его содействие, вплетает во Вселенский венок 2000-летия Рождества Христова, как священную дань беззаветной любви нашего православного народа Спасителю мира Христу.
Вся 200-летняя история Епархии, которая пережила не одно лихолетье и осталась верна канонам Вселенского Православия - живое свидетельство Христовой истины: "Построю Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16,18), "Яко с нами Бог!".

© Kharkov Assembly of Nobility, 2001  





Hosted by uCoz